Каникулы за полярным кругом 2015 (Mosfet)

Каникулы за полярным кругом 2015
Сбылась давняя мечта побывать зимой на крайнем севере! Внезапно многобукаф и картинок, сам не ожидал. Трафик! Кто дочитает до конца, тот молодец :) Поехали!


1 января. План выхеать из дома в час дня полностью провален, выехали с 5-часовым опозданием в полной темноте. Ехалось тяжело, под колесами сплошная слякоть и лужи. Шел грибной дождь, порой переходящий в тропический ливень. Это первое января, зима по-питерски. Часто приходилось ловить машину, когда правая сторона внезапно попадает в лужу приличной глубины, а левая идет по слою слякоти. А ведь еще 30 декабря в Питере ночью был хороший морозец и настоящая метель… Дорога до Петрозаводска заняла у нас около 6 часов, долетели на одном дыхании. Останавливались всего 2 раза: один раз протереть фары, второй раз по зову природы. Пройдено 480 км. Остановились в приличном хостеле, где, несмотря на праздники, большинство номеров были абсолютно пустыми.

Неспешно поглотили прихваченные с собой объедки с новогоднего стола, посмотрели по телевизору как Нео мочит агента Смита и уснули богатырским сном.

2 января.
План выехать в 10 утра тоже провален. Наскоро позавтракав, выдвинулись в Медвежьегорск почти в 12, по пути заправившись на ТНК в Кондопоге.

В бак влезло 64.5 литра, весь бак 65 литров. Мы были на грани :) С собой была заправленная канистра, но распечатывать ее не стали, это — нз.
На дороге появился относительно чистый асфальт, поехали быстрее и увереннее. К 3 часам дня доползли до Медвежьегорска, где хотели посмотреть сам городок и финский укрепрайон.



Ни набережной, ни укрепрайона так и не увидели, опустился густой туман и вскоре стемнело. Погода, тем временем, уже стала больше похожа на зиму. Температура ушла в минус, а дождь сменился на более привычный для января снег. Скорость упала со 100-110 до 80-90 км/ч. Решаем ехать в Беломорск и ночевать там, созваниваемся с турбазой «Выг», которая оказалась пустующим детским лагерем. Внутри чисто советский антураж. Зато очень тепло.





В стоимость номера уже входит дружелюбный рыжий котэ, профессионально вымогающий колбасу.

И опять, не смотря на новогодние праздники, на турбазе мы были совершенно одни. Даже страшновато как-то :) Комната на троих + парковка на территории обошлись в 1100 руб, это была самая дешевая наша ночевка. Вечером  затарились продуктами  в беломорском Магните, запаяли  антенный провод от рации,  захомячили бутерброды с чаем и легли спать.
3 января. К нам снова пришла зима! Раскопали машину и направились в Кировск.




Покормили машину на ТНК рядом с Беломорском, заправить свои животы удалось только в кафе «Тэдино», что примерно 50 км от Лоухи в строну Мурманска (слева от дороги, видно издалека). Цены на уровне Невского проспекта, но еда действительно вкусная. Больше ничего приличного по трассе не встретили, дальнобои по рации все как один отправляли в Тэдино. Перекусив, немного отдохнувшие и довольные, в полной темноте поехали в Апатиты, где собирались заночевать. С жильем на месте получился полный облом. Местные не в курсе куда нам податься, на авито все сдано до 8-го числа. Раньше было проще с этим, сейчас меньше народа ездит за границу, курс евро стал невыгодный. Очередной человек по объявлению с авито, у которого все так же не было мест, дал телефон знакомой, у которой есть знакомая, у которой есть знакомая, у которой пустует квартира как раз на нужные нам даты по 700 руб с человека. Квартира в Кировске, но это только плюс. По пути в Кировск разыгралась нереальная метель, видимость временами снижалась до кромки капота, скорость приходилось снижать буквально до пешеходной. Я никогда не видел такой метели. Она одновременно вызывала и страх и восторг, выглядело впечатляюще. Ехал на аварийке, пристально вглядываясь в габариты впереди идущей машины и молился, чтобы сзади никто не приехал в бампер. Уже в Кировске, паркуясь во дворе, я пару раз садился даже  на полном приводе, снега навалило немеряно.

После питерской слякоти такая погода была какой-то нереальной зимней сказкой. Поднявшись, обнаружили очень уютную двушку. Хозяйка сразу предупредила, что с горячей водой в Кировске (впрочем, как и в Апатитах) проблемы, она воняет. С этим ничего не сделать, только понять и простить зажать ноздри. Раньше воняло только в Апатитах, а после подключения Кировска к Апатитам по части водоснабжения, завоняло и тут. Холодную воду употреблять в пищу тоже не рискнули, а с собой было только 5 л  питьевой воды, которые моментально разошлись на готовку. Поужинав, мы поняли, что придется совершить марш-бросок в магазин за водой. Машину заводить не стал, решили прогуляться пешком. Метель все так же бушевала, на обледенелой дороге под горочку меня по-настоящему сдувало. Я скользил и не мог остановиться :) По пути в соседнем дворе вытолкали качественно застрявшую пузотерку, водитель которой в знак благодарности сам предложил отвезти нас прямо к магазину, а оттуда довез до нашего подъезда, попутно показав все местные магазины, где круглосуточно продают пиво. Кстати, в Мурманской области продажа алкашки запрещена с 21.00 до 11 утра.

4 января. Уставшие с дороги, проснулись около 11. На улице только начинало светать. Выйдя из дома, впервые за полтора месяца я увидел чистое небо. И конечно же, горы!











Немного потупив, решили посетить Снежную деревню.


Места на парковке мало, а впереди небольшой подъем, провоцирующий любого, у кого есть полный привод и…


… и конечно же, лопата :)








Место интересное, но через 10-15 минут начинает приедаться… Там же рядом погоняли на снегоходах.

Совет тем, кто собирается туда: готовьтесь к очередям, одевайтесь теплее. Свою очередь на снегоход нам пришлось ждать почти час o_O В этот день солнце так и не вышло из-за горизонта, лишь немного осветило верхушки гор красно-розовым заревом.



5 января. Выезд в Мурманск. Была почти ясная погода, но на подъезде к Мурманску попали в сильнейший снегопад. Если впереди идущая машина удалялась больше чем на 5 метров, ее уже почти не было видно. Так и тащились добрый час. Потом снежная туча внезапно осталась сзади, снег как-будто выключили. Занятно смотреть, как сзади тебя осталсь непогода, а сам двигаешься под практически чистым небом. Почему-то дружно протупили и не сделали ни одного кадра. Часа в 2 дня припарковались у Ледокола “Ленин” и встали в длинную очередь.

Опять мороз и опять очередь. Пускают в час 4 группы по 20 человек. Пройдя вдоль очереди и насчитав перед нами 45 человек, решили поморозить задницы но все же попасть в плавучий музей. Ждать пришлось больше часа, и не смотря на предусмотрительно одетое термобелье, в -26 все равно задубели.













Уникальность именно этого ледокола в том, что это первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой. Были, конечно, атомные подводные лодки, были дизельные ледоколы, но из надводных гражданских судов он первый в истории с реактором на борту. Служил он верой и правдой с 1959 до 1989 года, ходил по 13 месяцев без остановки и дозаправки топлива. Музей, надо сказать, интересный. Многое можно потрогать руками, покрутить и даже включить до сих пор работающие ламповые бортовые радиостации. Если будете в Мурманске, очень рекомендую к посещению.
После посещения ледокола погуляли по городу, посетили Мемориал “Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны”, рядом с которым видели Defender с экспедиционным обвесом и тематическими наклейками с цифрами 585 на бортах, на московских номерах. Встретили его на следующий день по пути в Териберку, но, к сожалению, по рации связь с ним наладить не удалось, а ехали в разных направлениях. Отзовись, единомышленник! :) Ночевали в съемной однушке с неплохим видом на город.






Ночной Мурманск произвел внезапно приятное впечатление. Аккуратный, чистый и нарядный город.










6 января. Выезд в ТерИберку. Именно на таком варианте произношения настаивают местные. Выехали уже по традиции после 11.

Дорога запомнилась своей необычной красотой, морозом, гололедом и переметами, низовой пургой и необычным настроением, ведь мы ехали смотреть на Северный Ледовитый океан!





Я не сразу понял, зачем по краям дороги стоят вешки. Дальше мы проезжали через участки дороги, где дорогу полностью замело и путь через белую пелену можно было определить только по этим вешкам.


Наша команда отморозков :)


Машина и люди в этом ледяном царстве кажутся чем-то инородным.

Скользко, словно едешь по чистому льду. Местами, чтобы просто тронуться, приходилось подключать передний мост, скорость движения колебалась от 40 до 90 км/ч в зависимости от покрытия. В Териберку приехали часа в 2 дня, что очень поздно для начала января, уже начинало темнеть.



Солнце так и не показалось, ранний рассвет плавно сменился поздним закатом. К сожалению, именно это не позволило увидеть сам океан. Единственная дорога, по которой можно было проехать своим ходом, была безнадежно заметена снегом, а пешком далеко не уйти. Дойти удалось только до берега Лодейной губы. Все же мы побывали на северном берегу, мы видели один из самых северных пляжей. Жаль, плавки я забыл дома, поэтому искупаться не получилось.
Само же село представляет собой грустное зрелище, разруха и запустение.







Однако, люди по улицам ходят, много детей, довольно большая школа.

На обратном пути было уже темно и ехали существенно медленее, редко разгоняясь до 60 км/ч. На трассе “Кола” небо показало нам жиденькое северное сияние. Никто из нас ни разу его не видели прежде.

Оно существует, школьные учебники не врали! :)

Далее был Кировск, где нас уже, как мы думали, ждала теплая и уютная квартира. Что-то пошло не так и нас не смогли поселить в заранее оплаченном жилье, пришлось ночевать в ужасной разбитой квартире, которая не слышала слово “ремонт” ни разу со времен постройки дома. После дальней дороги ругаться с риелтором уже не было сил и мы согласились остаться здесь на одну ночь. Разложились кое-как по койками и отрубились до 11 утра следующего дня. Да, мы любим поспать. Полярная ночь, все-таки :)

7 января. С Рождеством Христовым!
Правда, в церковь не ходили. Собрали утром вещи, погрузили в машину и поехали завтракать хот-догами, т.к. ничего лучше не нашли. Особо интересного в этот день не увидели. Много времени убили на гугление и обзвоны объявлений по сдаче квартир. Ближе к обеду все же съездили посмотреть на карьер за Апатиты, но оно того не стоило. Вечером обосновались в более-менее приличной квартире, где мы и прожили следующих 3 дня. Погода начинала портиться, градусник опускался за -20, на улице бушевала метель.

8 января. Полярная ночь продолжается и мы продолжаем спать, как сурки :) Все же мы героически вылезли из норы почти в полдень и вспомнили, что приехали в Кировск  кататься на сноубордах!



Погода, тем временем, разгулялась не на шутку. Ветер с ног не сдувал, но вместе со снегом доставлял немало неудобства. Но нам пофигу, мы ребята отмороженные. Взяли доски и поперлись на Айкуайвенчорр, на новый подъемник типа “кабинко”. Кабинка прикольная, внутри тепло, сухо и мухи не кусают. Но когда на высоте 830  метров открылись двери, мы вышли в какой-то неописуемый хаос из лыжников, сноубордистов и простых зевак, которых натурально сдувало. Начав спускаться, сразу стало понятно, что это не питерская Игора с ее пологими склонами, тут все куда серьезнее. Да еще и снег забивает глаза, маску купить так и не удосужился. Спуск занял почти час, приходилось много ждать коллегу, который постоянно падал и никак не мог настроить под себя крепления. Отморозив за этот час все что можно, решили катать когда наладится погода. Наивные. Погода наладилась только в день нашего отъезда…

9 января. Из-за погодных условий склон закрыт, в буран не видно освещения трасс.  Решаем посетить ботанический сад. Точнее, “Полярно-альпийский ботанический сад-институт”. И тут тоже огромные очереди. Благо, на этот раз стоять на улице не пришлось. В оранжерее растут и даже плодоносят большое количество разных растений и деревьев, всех названий не упомнить.




Тут я впервые в жизни увидел как растет кофе. И это за полярным кругом! (На фото не кофе). Рекомендую к посещению однозначно.

Посетили и заброшенный ЖД вокзал Кировска. Он был построен в 30-х годах прошлого века и работал до 1996 г. Потом был закрыт и, к сожалению, разграблен.






Дальше в программе музей камня (Горно-геологический музей ОАО «Апатит»). Музей бесплатный, аккуратно и со вкусом оформленый, собрано огромное количество разных камней. Я в них ничего не понимаю, но разглядывал их не меньше пары часов с большим интересом, коллекция впечатляет. Так же рекомендую посетить.












10 января. Вот и пришло время двигаться в обратный путь и от этого было немного грустно.





К команде присоединяется случайный попутчик, которому не хватило билетов на поезд до Питера.

Впереди нас ждал утомительный перегон в Кондопогу, 780 км обледенелых дорог. Было около 15 градусов мороза, чистое небо и красно-розовое солцне.





Немного отъехав от Кировска, мы уже увидели полный солнечный диск, таким образом, мы выехали из полярной ночи. Тут я понял, что уже больше месяца не видел солнца. Фотографировали пока было светло, наделали почти пол-тыщи кадров.

Конечно же, остановились у стеллы “Полярный круг”.


Пока фотографировались, за нами уже образовалась очередь.
От трассы к стелле протоптана мощная тропа, снега примерно по пояс.
Ближе к Кондопоге обледенелая дорога стала чаще сменяться на слякоть, чувстовалось приближение Санкт-Петербурга.

11 января. Кондопога. Осматриваем Успенскую церковь. Храм крайне интересен своей необычной архитектурой, и конечно, возрастом. Высота церкви составляет 42 метра. Внутри тоже многое необычно, местами без преувеличения уникально.

Для масштаба почти двухметровый человек под крыльцом.



Бревна, из которых она построена, имеют возраст около 200 лет. Таким образом, на данный момент бревнам около 440 лет! Вход за символическую плату, есть экскурсовод. Хотя церковь имеет статус музея, раз в год тут проходят службы.

Небольшие итоги.

Жизнь за полярным кругом есть :)
Красот в избытке. Но ехать все же лучше в марте-апреле, когда день уже становится достаточно длинным.
Утепляйтесь заранее, если предстоит стояние в очередях на улице.
Тут можно помыть машину осенью когда выпал снег и не мыть ее до весны.
Всесезонная резина не лучший выбор для такой поездки.
Заправки. Они есть, но их не так много, как в Питере или в Москве. Нормальный бензин  на ТНК, Роснефти и Statoil. Много безымянных заправок, где я не рискнул заправляться.
Суммарно за поедку пройдено без малого 3800 км
Средний расход составил 13,6 л/100 км
Поломок не было.

Я влюбился в север. Он суровый, холодный, зимой тут светло всего 2-3 часа в сутки, а солнце прячется за горизонтом. Но всё это какое-то необъяснимо родное. Сюда хочется вернуться снова.
Ну а пока продолжаем строить планы на лето. Скорее всего, это будет Териберка, полуостров Средний и Рыбачий. Спасибо за внимание, желаю всем интересных дорог! (Mosfet)

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.